Текст: понимание смысла текста
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
(1) Я просыпаюсь от холода. (2) Вылезаю из-под одеяла, иду во двор за поленьями. (3) С десяток поленьев несу в дом. (4) Нащипал лучины и затопил печь. (5) Запах огня был чист и резок. (6) Дым, белый как снег, пошёл в трубу, и я долго смотрел на него.
(7) Через несколько часов на небе показалось яркое солнышко.
(8) Его лучи стали проникать через неплотно притворённые ставни, золотили изразцовую печь и стены. (9) Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли!
(10) Печь уже трещала. (11) Я взял две бадьи и пошёл за водой. (12) Высоко натоптанная тропинка звенела под валенками фарфоровым звоном. (13) Снег на солнце был до того ярок и светел, что глаза непроизвольно щурились, а в тени от домов чётко ощущалась глубинная снежная синева.
(14) Набрав воды, я пошёл домой. (15) Дышалось легко, глубоко. (16) Я не слышал своего сердца. (17) Дома налил воды в самовар, набрал в железный совок румяных, уже успевших нагореть углей и опустил их в нутро самовара. (18) Самовар зашумел почти тотчас же.
(19) Я раскрыл банку сгущёнки, заварил чай и нарезал хлеб. (20) Хорошо-то как!
Прочитайте текст и укажите высказывания, которые точно отражают содержание текста:
1) Жарко натопленная печь не давала спать.
2) От яркого снега приходилось щурить глаза.
3) Лучи солнца играли разноцветными красками на стенах.
4) На морозе хорошо ощущалось биение сердца.
5) Сгущенка, чай и хлеб — вот и весь завтрак.
1) Жарко натопленная печь не давала спать. − Не подтверждается в тексте.
2) От яркого снега приходилось щурить глаза. − Подтверждается предложением №13 текста.
3) Лучи солнца играли разноцветными красками на стенах. − Подтверждается предложениями №8−9 текста.
4) На морозе хорошо ощущалось биение сердца. − Противоречит предложению №16 текста.
5) Сгущенка, чай и хлеб — вот и весь завтрак. − Подтверждается предложением №19.
Ответ: 235.
Определите стиль и тип речи текста из задания В1:
1) стиль публицистический, тип речи — повествование с элементами рассуждения;
2) стиль разговорный, тип речи — описание с элементами повествования;
3) стиль художественный, тип речи — повествование с элементами описания;
4) стиль научный, тип речи — описание;
5) стиль официально-деловой, тип речи — описание.
Текст соответствует характеристике №3 − стиль художественный, тип речи — повествование с элементами описания.
Найдите слово, которое является средством связи 7-го и 8-го предложений текста из задания В1, и запишите его в той форме, в которой оно употреблено.
Предложение №8 связано с предложением №7 с помощью притяжательного местоимения ЕГО.
Определите, какой звук в слове, выделенном в 11-м предложении текста из задания В1, охарактеризован неправильно, и запишите нужный номер:
1) [П] — согл., звонк., твёрд.;
2) [а] — гл., безударн.;
3) [ш] — согл., глух., тверд.;
4) [о] - гл., ударн.;
5) [л] — согл., звонк., твёрд.
1) [П] — согл., глухой, твёрд.;
Найдите в предложениях 17—18 текста из задания В1 наречие места и запишите его.
В предложении №17 наречием места является слово «до́ма».
Ответ: дома.
От глагола, выделенного в 17-м предложении текста из задания В1, образуйте страдательное причастие прошедшего времени и запишите его в начальной форме.
набрал − набранный
Определите тип 13-го предложения текста из задания В1:
1) сложносочинённое;
2) сложноподчинённое;
3) бессоюзное сложное;
4) сложное с подчинительной и сочинительной связью;
5) сложное с подчинительной и бессоюзной связью.
(13) [Снег на солнце был до того ярок и светел], (что глаза непроизвольно щурились), [а в тени от домов чётко ощущалась глубинная снежная синева]. − 4) сложное с подчинительной и сочинительной связью
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Прочитайте текст и укажите высказывания, которые точно отражают содержание текста:
1) По-настоящему с творчеством художников и скульпторов можно познакомиться, только обратившись к книгам и журналам.
2) В картинах отражается неповторимый мир художника.
3) Встречаясь с произведением искусства, вы встречаетесь и с его создателем.
4) Только подлинник позволяет понять творца, разгадать его замысел.
5) Самая совершенная копия в состоянии передать очарование подлинника.
1) По-настоящему с творчеством художников и скульпторов можно познакомиться, только обратившись к книгам и журналам. − Противоречит предложениям №2−3 текста.
2) В картинах отражается неповторимый мир художника. − Подтверждается предложением №7 текста.
3) Встречаясь с произведением искусства, вы встречаетесь и с его создателем. − Подтверждается предложением №8 текста.
4) Только подлинник позволяет понять творца, разгадать его замысел. − Подтверждается предложениями №9−11 текста.
5) Самая совершенная копия в состоянии передать очарование подлинника. − Противоречит предложениям №1−4 текста.
Определите стиль и тип речи текста из задания В1:
1) стиль публицистический, тип речи — рассуждение;
2) стиль разговорный, тип речи — рассуждение;
3) стиль художественный, тип речи — описание;
4) стиль научный, тип речи — повествование;
5) стиль официально-деловой, тип речи — описание.
Текст соответствует характеристике №1 − стиль публицистический, тип речи — рассуждение.
Найдите слово, которое является средством связи 2-го и 3-го предложений текста из задания В1, и запишите его.
Предложение №3 связано с предложением №2 с помощью противительного союза НО.
Определите, какой звук в слове, выделенном в 4-м предложении текста из задания В1, охарактеризован неправильно, и запишите нужный номер:
1) [г] — согл., глух., твёрд.;
2) [о] — гл., ударн.;
3) [р] — согл., звонк., твёрд.;
4) [а] — гл., безударн.;
5) [т] — согл., глух., твёрд
1) [г] — согл., звонкий, твёрд.;
Найдите в 9-м предложении текста из задания В1 разноспрягаемый глагол и запишите его в начальной форме.
Разноспрягаемым является глагол «хотел».
Ответ: хотеть
От глагола, выделенного во 2-м предложении текста из задания В1, образуйте действительное причастие прошедшего времени и запишите его в начальной форме.
познакомиться − познакомившийся
Определите тип 10-го предложения текста из задания В1:
1) сложносочинённое;
2) сложноподчинённое;
3) бессоюзное сложное;
4) сложное с подчинительной и сочинительной связью;
5) сложное с подчинительной и бессоюзной связью.
(10) (И чем больше мы смотрим на картину-подлинник), [тем больше она говорит нам], [тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие]. − 5) сложное с подчинительной и бессоюзной связью.
(1) Лексика — это словарный запас языка. (2) Центральную, ядерную, часть лексики составляют слова, актуальные для современных носителей русского языка, и прежде всего общеупотребительные слова.
(3) Это слова, понятные всем говорящим на русском языке и необходимые для их повседневного общения, независимо от их занятий, профессии, места жительства, социальной принадлежности, возраста и т. д.
(4) Они образуют активную лексику. (5) Это, например: человек, голова, учить, есть, светлый, умный.
(6) На фоне активной лексики выделяется пассивная лексика.
(7) В неё входят слова, редко употребляющиеся в повседневном общении и не всегда понятные самим носителям языка. (8) Это слова, уже неактуальные в процессе общения (устаревшие слова), или, наоборот, новые слова, недавно появившиеся и ещё не ставшие привычными, актуальными, окончательно не вошедшие в общее употребление (неологизмы).
(9) Границы между активной и пассивной лексикой характеризуются подвижностью, изменчивостью. (10) Это значит, что возможен переход из одной группы в другую. (11) К пассивной лексике в настоящее время относят слова «гусар», «городовой», «денщик» и др., которые ранее принадлежали к активной лексике; в активную же лексику сейчас входят слова «гимназия», «гимназист» и др., ранее принадлежавшие к пассивной лексике.
Прочитайте текст и укажите высказывания, которые точно отражают содержание текста:
1) Словарный состав языка включает как активную, так и пассивную лексику.
2) Общеупотребительные слова составляют периферийную часть лексики.
3) Границы между активной и пассивной лексикой подвижны.
4) В состав активной лексики входят устаревшие слова и неологизмы.
5) Лексика — это словарный состав языка.
1) Словарный состав языка включает как активную, так и пассивную лексику. − Подтверждается предложениями №4−6 текста.
2) Общеупотребительные слова составляют периферийную часть лексики. − Не подтверждается в тексте.
3) Границы между активной и пассивной лексикой подвижны. − Подтверждается предложением №9 текста.
4) В состав активной лексики входят устаревшие слова и неологизмы. − Противоречит предложениям №6−8 текста.
5) Лексика — это словарный состав языка. − Подтверждается предложением №1 текста.
Определите стиль и тип речи текста из задания В1:
1) стиль официально-деловой, тип речи — описание;
2) стиль научный, тип речи — описание;
3) стиль разговорный, тип речи — рассуждение;
4) стиль художественный, тип речи — повествование;
5) стиль публицистический, тип речи — рассуждение.
Текст соответствует характеристике №2 −стиль научный, тип речи — описание.
Найдите слово, которое является средством связи 3-го и 4-го предложений текста из задания В1, и запишите его в той форме, в которой оно употреблено.
Предложение №4 связано с предложением №3 с помощью личного местоимения ОНИ.
Определите, какой звук в слове, выделенном в 5-м предложении текста из задания В1, охарактеризован неправильно, и запишите нужный номер:
1) [у] — гл., ударн.;
2) [м] — согл., звонк., твёрд.;
3) [н] — согл., звонк., твёрд.;
4) [ы] — гл., безударн.;
5) [й’] — согл., глух., мягк.
5) [й’] — согл., звонкий, мягк.
Найдите в 1-м предложении текста из задания В1 однозначное существительное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено.
Однозначным является существительное «лексика».
От глагола, выделенного в 6-м предложении текста из задания В1, образуйте действительное причастие настоящего времени и запишите его в начальной форме.
выделяется − выделяющийся
Определите тип 11-го предложения текста из задания В1:
1) сложносочинённое;
2) сложноподчинённое;
3) бессоюзное сложное;
4) сложное с подчинительной и сочинительной связью;
5) сложное с подчинительной и бессоюзной связью.
(11) [К пассивной лексике в настоящее время относят слова «гусар», «городовой», «денщик» и др.], (которые ранее принадлежали к активной лексике); [в активную же лексику сейчас входят слова «гимназия», «гимназист» и др., ранее принадлежавшие к пассивной лексике]. − 4) сложное с подчинительной и сочинительной связью
Обратите внимание на союз ЖЕ в предложении [в активную же лексику сейчас...]. Этот союз является сочинительным противопоставительным, следовательно, между предложениями связь в этом месте сочинительная.
Ответ: 4.
(1) Сводки погоды три дня обещали грозу. (2) Однако все эти три дня сияло солнце, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) Поэтому, собираясь в кино, мы не взяли зонтики.
(4) Гроза захватила нас неожиданно, обрушив на город потоки воды. (5) Пока мы добежали до ближайш..го подъезда, промокли почти насквозь.
(6) Мы встали у двери, но в подъезд один за другим стремительно влетали с улицы промокшие люди, встряхивались, и брызги от них летели во все стороны. (7) Сначала мы немного отодвинулись от порога, а потом поднялись на лестничную площадку первого этажа.
(8) На улице вовсю плясал и буйствовал дождь. (9) Грязные, мутные потоки лились по мостовой, сбегали со скамеек, с крыши беседки. (10) Какой-то мальчишка, босой, в закатанных выше колен штанах, восторженно и громко визжа, промчался по стремительному ручью вдоль тротуара. (11) Но вот наконец посветлело, дождь стал стихать.
(12) Ты сказала: «Всё равно в кино мы опоздали. (13) Побежали домой. (14) Я так давно не бегала босиком». (15) Я не стал спорить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было радос(?)но. (17) Ты была рядом, и мы топали босиком по центру громадного города.
Прочитайте текст и укажите, на какие вопросы в тексте нет ответов:
В тексте нет ответов на вопросы:
1) Какой фильм хотели посмотреть ребята?
4) Сколько времени длилась гроза?
Есть ответы в тексте на вопросы:
2) Почему ребята, собираясь в кино, не взяли зонтики? — предложение №2.
3) Куда спрятались ребята от дождя? — предложения №6-7
5) Удалось ли ребятам попасть в кино? — предложения №12-13
Правильный ответ указан под номером 14.


Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля, повествование с элементами описания.
Правильный ответ указан под номером 23.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 1-е и 2-е предложения текста:
Второе предложение связано с первым с помощью лексического повтора «три дня», союза «однако» и местоимения «эти».
Ответ: 134
Определите, какие языковые средства связывают между собой 1-е и 2-е предложения текста.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).
1) местоимение;
2) одинаковый порядок слов;
3) союз;
4) синонимическая замена;
5) лексический повтор.
Второе предложение связано с первым с помощью лексического повтора «три дня», союза «однако» и местоимения «эти».
Ответ: 135.


Найдите в предложениях 6−7 антоним к слову медленно. Запишите это слово (антоним) в область ответов.
В шестом предложении слово СТРЕМИТЕЛЬНО является антонимом слова «медленно».
Ответ: стремительно.
Определите, как пишется слово, выделенное в 5-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
В окончании прилагательного «ближайшего» пишется буква Е. Окончания прилагательных проверяются вопросом от главного слова: подъезда какого? В безударном положении пишется буква Е.
Ответ: ближайшего.
Определите, как пишется слово, выделенное в 16-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
В слове «радостно» пропущена непроизносимая согласная Т. Чтобы проверить слово, нужно подобрать однокоренное слово с чётко слышимой согласной: радость.
Ответ: радостно.
Найдите в 6-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении №6 есть слово ПРОМОКШИЕ, в котором 9 букв и 10 звуков, буква Е обозначает два звука: [й], [э].
Ответ: промокшие


Найдите в 6-м предложении текста существительное третьего склонения, употреблѐнное в форме
родительного падежа. Запишите его (существительное) в той форме, в которой оно использовано
в тексте.
В предложении 6 встали у двери есть такое имя существительное.
Ответ: двери.


Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 10-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).
1) начальная форма — стремительно;
2) качественное;
3) относительное;
4) в форме дательного падежа;
5) является определением.
Слово «стремительному» имеет начальную форму «стремительный». Это качественное имя прилагательное, так как имеет краткую форму. Падеж и роль в предложении указаны верно.
Ответ: 245.


Найдите в предложениях 8–9 непереходный, возвратный глагол и определите его начальную
форму. Запишите её (начальную форму).
Это слово — лились.
Ответ: литься


Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 17-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Словосочетание ТОПАЛИ БОСИКОМ построено по типу примыкания.
Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово присоединяется к главному по смыслу, грамматические связи отсутствуют.
Ответ: примыкание
Укажите лексические признаки, которые соответствуют слову, выделенному в 10-м предложении текста:
(По) стремительному — 2) употреблено в значении «очень быстрый, бурный, резкий в движении», 5) антоним — медленный.
Ответ: 25
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 5-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В пятом предложении слово ПОКА является союзом.
Ответ: союз.
Найдите в тексте (среди предложений 1—5) сложное предложение с разными видами связи. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.
(2) [Однако все эти три дня сияло солнце], [и никто уже не верил], (что гроза придёт.)
Между первой и второй частями союзная сочинительная связь, между второй и третьей — союзная подчинительная связь.
Ответ: 2
(1) В любое произведение искусства, без сомнения, вложена душа и сердце его создателя. (2) В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи, однако же чувства художника, его желанья, его раздумья всегда настоящие, подлинные. (3) Они-то как раз и составляют особую силу искусства, способную ра(с,сс)трогать и расшевелить самого сдержанного человека. (4) Сколько раз вы могли видеть, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах! (5) Сколько раз, вероятно, вы и сами заливались неудержимым смехом, нисколько не смущаясь тем, что вокруг вас сидят чужие люди.
(6) Мы потому-то и любим искусство, что оно захватывает нас, обостряет наши чувства, побуждает нас становит(?)ся лучше, заставляет стремиться к светлым и благородным целям. (7) Постигая «вечное» и «непревзойдённое», мы, кроме того, начинаем верить в то, что и в каждом из нас заложено то прекрасное, к чему зовёт нас искусство.
(8) По моему глубокому убеждению, искусство учит и воспитывает не только зрителей, но и самого художника, творческий путь которого труден и тернист и нередко приносит огорчения и глубокие разочарования. (9) Как и во многих других профессиях, работа творческого человека, безусловно, требует от него самоотверженности, полного напряжения всех сил. (10) Она забирает всё его время, все силы, но зато (я в этом уверен!) даёт ему ощущение необычайной полноты и разнообразия жизни.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных утверждений соответствуют содержанию текста:
Содержанию текста соответствуют утверждения:
1) Подлинность чувств, желаний, раздумий художника позволяет произведениям искусства воздействовать на человека. — предложения №1-2.
2) Искусство обладает заряжающей силой. — предложение №6.
5) Работа творческого человека делает его жизнь полной и разнообразной. — предложение №9.
Правильный ответ указан под номером 125.


Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст публицистического стиля, рассуждение.
Правильный ответ указан под номером 14.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 9-е и 10-е предложения текста:
Предложение №10 связано с предыдущим с помощью лексического повтора «сил—силы» и местоимения «она».
Ответ: 14
Определите, какие языковые средства связывают между собой 9-е и 10-е предложения текста.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).
1) местоимение;
2) одинаковый порядок слов;
3) союз;
4) синонимическая замена;
5) лексический повтор.
Предложение №10 связано с предыдущим с помощью лексического повтора «сил—силы» и местоимения «она».
Ответ: 15.


Найдите в предложениях 6−7 антоним к слову хуже. Запишите это слово (антоним) в область ответов.
В шестом предложении слово ЛУЧШЕ является антонимом слова «хуже».
Ответ: лучше.
Определите, как пишется слово, выделенное в 6-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
В глаголе «становиться» необходим Ь, так как глагол отвечает на вопрос побуждает «что делать»?
Ответ: становиться.
Определите, как пишется слово, выделенное в 3-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
В слове растрогать нет удвоения, так как корень начинается с буквы Т: растрогать.
Ответ: растрогать.
В предложении 4 найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Этим словом будет слово «видеть»: букв 7, звуков 6.
Ответ: видеть.


Найдите в 4-м предложении текста существительное первого склонения, употреблѐнное в форме родительного падежа. Запишите его (существительное) в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В этом предложении одно слово отвечает требованиям: кинокартины.
Ответ: кинокартины.


Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 8-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).
1) начальная форма — трудный;
2) качественное;
3) относительное;
4) в форме дательного падежа;
5) в краткой форме.
Слово труден является кратким именем прилагательным. Начальная форма указана верно. Это качественное имя прил., так имеет степени сравнения и краткую форму. Падеж у кратких имён прилагательных не определяется.
Ответ: 125.


Найдите в предложениях 4–5 непереходный, возвратный глагол и определите его начальную форму. Запишите её (начальную форму).
Это глагол «заливались» из предложения 5. Постфикс -ся делает этот глагол возвратным, а непереходный он и без -ся.
Ответ: заливаться.


Найдите в 8-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В 8-м предложении словосочетание приносит нередко со связью примыкание. Главным является слово приносит, зависимым — нередко.
Ответ: нередко
Укажите синонимы к слову, выделенному в 8-м предложении текста:
К слову труден синонимами являются слова:
1) тяжёлый
2) непростой
5) сложный
Ответ: 125
Найдите в 8-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:
приставка + корень + окончание
Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении №8 есть слово приносит, которое соответствует схеме.
Ответ: приносит
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное во 2-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(2) В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи, однако же чувства художника, его желанья, его раздумья всегда настоящие, подлинные.
Ответ: сказуемое
Найдите в тексте (среди предложений 4—7) сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.
При последовательном подчинении части присоединяются одна за другой.
[Постигая «вечное» и «непревзойдённое», мы, кроме того, начинаем верить в то], (во что?) (что и в каждом из нас заложено то прекрасное), (какое?) (к чему зовёт нас искусство).
Ответ: 7
Пройти тестирование по этим заданиям
Наверх